ГЛАВНАЯ - ОБЗОР НОВОГО НОМЕРА - ВЫШЕДШИЕ НОМЕРА - ГАЛЕРЕЯ - ЦЕНЫ - КЛИЕНТАМ - КОНТАКТЫ - ПАРТНЕРЫ - ФОРУМ
  КРЕЙСЕР «ИЗУМРУД»

Текст и фото: Андрей Шпатак





 

Текст и фото: Андрей Шпатак

 
 

Первого июня на Невском судостроительном и механическом заводе состоялись закладки двух
новых быстроходных крейсеров "Жемчуг" и "Изумруд" и спуск на воду контр-миноносца
"Безупречный ". Крейсер "Изумруд" строился в рамках судостроительной программы 1898 года
"для нужд Дальнего Востока".

В детстве и юности я не раз читал «Порт-Артур», «Цусиму»  и «На «Орле» в Цусиме», написанные о
русско-японской войне 1904-1905 годов. Сопереживая героям этих книг, я тихо ненавидел бездарных
царских генералов и адмиралов. В 1977-м стал ходить в клуб подводного плавания «Горгона», начал
учиться плавать под водой с аквалангом АВМ-1М, не забывал свою любимую подводную охоту. В один
из летних выходных наш клуб собрался в залив Владимира, понырять и отдохнуть. Тут впервые и
всплыло упоминание о крейсере «Изумруд», который был взорван в этом заливе. Так появилась
ЦЕЛЬ. Но эта поездка  не сложилась, и поиски крейсера были отложены. Через год  наладили
контакты с военными, получили разрешение на поиски корабля. Первые две экспедиции ничего не
дали,  «Изумруд» искали по всему заливу на глубинах  от 10 до 30 метров. Я принимал участие уже в
третьей экспедиции клуба в 1981 году, место расположения крейсера уже было установлено
достаточно точно, и поиски его на этот раз увенчались успехом. Были найдены остатки корабля -
днище и кусок борта , длиной около 50м, поднято много  гильз от снарядов, щит от орудия и многое
другое. Орудие главного калибра 120 мм было найдено и поднято гораздо позже, оно заняло свое
достойное место в экспозиции музея ВМФ ТОФ. Очередной раз остатки «Изумруда» мы снова
отыскали уже в 2003 году, благодаря настойчивости моего товарища Валерия Гороха, идейного
вдохновителя данного мероприятия.  В ознаменование 100-летия Цусимского сражения нами было
решено в конце мая 2005 года совершить погружение на крейсер «Изумруд» и почтить память пяти
тысяч российских моряков, погибших в том бою. Пригласил старых приятелей из дайв-клуба
«Scvalus» городов Биробиджан и Хабаровск, «Владскуба» из  Владивостока.
Заказали памятные футболки и «стикер» с изображением крейсера «Изумруд».

И вот весь наш народ подтянулся на базу в п. Смычка.  Вечером забили баллоны, обговорили детали
предстоящей работы. Утром 29 мая 2005 года тронулись в неблизкий путь к заливу Владимира.
Я, как ответственный за подводную фотосъемку, радовался больше всех, зная, как сложно снять
хорошую картинку при плохой видимости да еще и без солнца.   Короткая остановка в поселке
Тимофеевка, у памятника крейсеру «Изумруд», венок к подножию памятника, фото участников на
память. Еще минут 15  пути по грунтовой дороге,  и  мы на месте. Разбираем и готовим снаряжение,
собираем и спускаем лодку, проверяем готовность фото и видео к работе под водой. Решаем 
разбиться на две группы, но я участвую как гид в обоих погружениях. После чего грузимся в лодку,
идем к месту. Со мной первыми идут Володя Шехтер  и его ученик Дима из Биробиджана.
Подходим к месту гибели корабля, ветерок свежеет, волна высотою до метра.

Надеваю маску с ластами и прыгаю в воду, минут через семь нахожу остатки крейсера, зову лодку.
Валера сбрасывает  18-литровый баллон с компенсатором, сам одеваюсь в воде. Потом  передают 
бокс с фотоаппаратом. Лодку быстро относит, и я  пытаюсь не потерять из виду днище корабля.

Одевание грузов, баллона, перчаток, ласт и маски закончено минут через десять, после чего лодка
заходит на сброс дайвера, я же на пределе… Володя падает в воду, но пока ему с лодки передают
видеокамеру, его относит от меня метров на тридцать.  Шехтер пытается плыть ко мне, но  не
справляется с течением и волной. В воду прыгает второй ныряльщик Дима и тоже оказывается
возле Володи. Дистанция между нами  не сокращается из-за очень сильного  течения и волны.
Минут через семь, показавшихся мне вечностью,  нахожу их под водой, и мы наконец-то рядом с
крейсером. Идем вдоль днищевых стрингеров и шпангоутов в сторону бака, показывается борт
корабля.  Начинаю съемку дайверов среди обломков крейсера и водорослей, Володя пытается
что-то снять на видео, картинки получаются неплохие, «Никон Д-70», как и любая другая цифровая
камера, позволяет контролировать процесс съемки прямо на месте.  Наиболее хорошо у крейсера
сохранилась часть днища и борта в средней части корабля. Снимаю пару дайверов на фоне этих
обломков. Дальше ходим зигзагами в поисках сохранившихся деталей крейсера. Минут через десять
Володя показывает, что в его  баллоне осталось около 50 атмосфер, я вспоминаю, что на
поверхности волна и ветер, так что лучше иметь на всякий случай запас воздуха. Всплываем.

Лодка как раз подвезла вторую пару: Андрея и Сергея. Ждем, когда они попрыгают в воду, чтобы
потом без проблем забрать первую пару. Народ достаточно шустро прыгает в воду, быстро
погружаемся. Обходим крейсер, и я  продолжаю снимать.  Обойдя остатки крейсера, идем на глубину
поискать что-нибудь интересное. Нахожу латунную табличку, с трудом разбираю надпись
«Акционерное общество Шуккерт и Ко». Потом  ребята  подсказывают, что это деталь, скорее всего,
от соединительной коробки электрокабелей, так как эта компания производила 
электрооборудование в России. Нашли гайку для  запорного упора, латунный кран, «макаронины»
артиллерийского пороха. Чувствую, что начинаю замерзать, показываю своим партнерам:
пора наверх.

Всплываем, потом  короткий обмен впечатлениями. Начинаются сборы в обратную дорогу.
И короткий брифинг для подведения итогов выезда. Тут же выясняется , что руководитель клуба
«Scvalus» Шехтер Володя сделал для всех участников выезда и погружения памятный сертификат,
краткое описание крейсера «Изумруд» и копию морской карты залива Владимира, где отмечено
место гибели крейсера «Изумруд» - они и были торжественно вручены каждому. Последние
пожелания счастливого пути, и мы разъезжаемся по домам. Хочется верить, что это прикосновение
к истории  оставило след в сердце каждого.

ГЛАВНАЯ - ОБЗОР НОВОГО НОМЕРА - ВЫШЕДШИЕ НОМЕРА - ГАЛЕРЕЯ - ЦЕНЫ - КЛИЕНТАМ - КОНТАКТЫ - ПАРТНЕРЫ - ФОРУМ
© ASTYLO Publishing Co. Ltd., 2006     e-mail: astylo@gmail.com
Перепечатка и использование материала допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
 
 
 
About TourEast Magazine About TourEast Magazine